РНОКи были созданы в форме ассоциаций, осуществляющих совместную научную и образовательную деятельность в рамках федеральных и региональных программ.
Учитывая специфику и региональную составляющую научных центров Отделения, а также многолетний опыт координации исследований в рамках комплексной программы «Сибирь», Президиум Отделения попытался найти новые формы координации работы с высшими учебными заведениями и отраслевыми научными учреждениями регионов. Основываясь на распоряжениях президента Российской Федерации от 02.08.91 г. N 8-рп «О дополнительных мерах по развитию Сибирского отделения Академии наук СССР» и от 03.08.91 N 9-рп «О мерах по более полному использованию научного потенциала региональных отделений Академии наук СССР» Сибирским отделением совместно с Государственным комитетом по делам науки и высшей школы были последовательно созданы Омский, Кемеровский, Алтайский, Иркутский и Красноярский региональные научно-образовательные комплексы (РНОКи).
Президиум СО РАН и Президиумы научных центров Отделения традиционно активно работают с администрациями краев и областей Сибири. Сегодня во многих субъектах Федерации готовятся соглашения с федеральными органами о разграничении сфер деятельности, а также региональные законы о науке и научно-технической политике. В Новосибирской области такой закон уже принят. По мере возможности, Отделение пытается влиять на этот процесс, включая в эти документы записи, содействующие сохранению и развитию науки в регионах. Для обмена опытом и координации усилий в этом направлении Президиум Отделения провел в ноябре 1995 г. в Красноярске специальное совещание руководителей научных центров СО РАН.
Аналогичные соглашения подготовлены и, видимо, скоро будут подписаны с руководством республик Бурятия и Тыва, хотя финансовые возможности этих республик существенно отличаются от якутских.
В развитие этого процесса недавно подписано Соглашение между правительством Республики Саха (Якутия) и Президиумом СО РАН «О поддержке научных учреждений Якутского научного центра СО РАН&raauo; и подготовлено постановление правительства Республики по этому поводу. Правительство Республики Саха (Якутия) серьезно поддерживало академическую науку и до этого, выделяя средства на выполнение актуальных для Республики программ и проектов. Сегодня эта поддержка стала по объему сопоставимой с базовым бюджетным финансированием.
Это соглашение сыграло свою роль, когда Республика Саха (Якутия) поставила вопрос о создании Национальной академии наук. После голосования в институтах Якутского научного центра СО РАН, обсуждения на Общем собрании Отделения, Президиумы СО РАН и РАН согласились на передачу в Академию наук Республики Саха (Якутия) четырех институтов СО РАН: Якутского института языка и литературы, Института экономики комплексного использования природных ресурсов Севера, Института северного луговодства и Института прикладной экологии Севера, которые составили основу новой академии. В свою очередь, часть ученых Якутского научного центра СО РАН была избрана действительными членами и членами-корреспондентами Академии наук Республики Саха (Якутия).
Совершенствуя структуру сети своих учреждений, Сибирское отделение РАН ликвидировало все научно-исследовательские отделы, существовавшие как юридические лица при президиумах научных центров, передав часть наиболее квалифицированных сотрудников в родственные по профилю институты. Взаимоотношения с руководством регионов Сибири Президиум СО РАН пытается строить в рамках соглашений по вопросам развития академической науки и использования ее достижений в соответствующих регионах. Примером может служить соглашение, подписанное президентом Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаевым и президентом Российской академии наук Ю.С.Осиповым по основным принципам взаимодействия в сфере науки, образования и реализации их достижений.
Всего в настоящее время в Отделении функционируют 11 объединенных институтов, в состав которых входят 30 ассоциированных институтов и научно-производственных структур.
Одновременно создание объединенных институтов шло по пути включения в них конструкторско-технологических организаций, ориентированных на доведение научных результатов до практической реализации. При этом самостоятельные конструкторские организации были преобразованы в ассоциированные конструкторско-технологические институты. Аналогично пришлось поступить и с опытными заводами (ОЗ) Отделения, которые были переданы в качестве соответствующих подразделений в ряд институтов для производства продукции на базе их разработок: Иркутский ОЗ - Институту солнечно-земной физики, Бердский ОЗ - Институту горного дела, Новосибирский ОЗ - институтам Катализа и Физики полупроводников.
Одним из направлений реформирования сети научно-исследовательских учреждений СО РАН стала организация объединенных институтов. В свое время постановлением Совета Министров СССР N 525 от 26.05.90 г. «О развитии Сибирского отделения АН СССР на период до 2000 года» Сибирскому отделению было предоставлено право преобразовывать крупные многопрофильные институты в ассоциированные институты, состоящие из юридически самостоятельных учреждений при сохранении общих служб управления. Это повышало творческую самостоятельность крупных исследовательских коллективов и усиливало целевую направленность при проведении научных исследований.
В этих условиях в Сибирском отделении РАН был принят ряд организационных мер, направленных на совершенствование структуры научных и конструк-торско-технологических учреждений и повышение эффективности их работы.
Базового финансирования едва хватает на невысокую заработную плату и частичное покрытие расходов на энергоресурсы. Возможность приобретения за счет этого источника материалов и оборудования исключена. Идет «проедание» созданного ранее потенциала. Резкий спад в промышленности, особенно по оборонным отраслям, в последние годы практически лишил институты поступления средств по хозяйственным договорам. В некоторой степени это удалось компенсировать за счет контрактов с зарубежными фирмами и различных грантов. На сегодняшний день нам удалось довести соотношение базового финансирования и поступления финансовых средств из всех других источников до 50:50.
В связи с кризисной ситуацией последних лет базовое бюджетное финансирование Отделения с 1990 года в реальном содержании сократилось в 6 раз, поступает с опозданием и в размерах, значительно более низких, чем предусмотрено утвержденным на год бюджетом. Так, за 1995 год, по состоянию на 20.01.96, Отделение получило лишь 78,5% предусмотренного финансирования.
Наличие научных установок национального масштаба (например, солнечный радиотелескоп и сеть обсерваторий в Иркутске, установки исследования космических частиц в Якутске, система уникальных ускорителей элементарных частиц в Новосибирске и т.д.) и достигнутый в предшествующие годы высокий уровень приборной оснащенности институтов обеспечили проведение фундаментальных научных исследований на мировом уровне, а своевременно развитая конструкторско-технологическая база и опытные производства содействовали достаточно быстрому продвижению разработок до практической реализации.
Научно-исследовательская, конструкторско-технологическая и производственная база научных центров (академгородков) сопряжена с соответствующей инженерной и социальной инфраструктурой. Содержание этой инфраструктуры, а также развитой на территории Сибири сети геосферных и биосферных стационаров СО РАН осложняет в нынешних кризисных условиях возможности финансово-ресурсного маневра Отделения.
Сибирское отделение Российской академии наук было организовано с целью формирования региональной компоненты научного потенциала страны и содействия социально-экономическому развитию ее восточных регионов. В соответствии с этими условиями строилась сеть научных учреждений и структура Отделения в целом, которая сегодня представляет собой территориально-распределенную систему комплексных (мультидисциплинарных) научных центров.
Москва, 23 января 1996 г.
СООБЩЕНИЕ АКАДЕМИКА В.А.КОПТЮГАНА ЗАСЕДАНИИ ПРЕЗИДИУМА РАН ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
1996 год - Мы сможем преодолеть трудности,если будем едины
1996 год. Хроника жизни председателя - [Эпоха Коптюга, 2001]
Комментариев нет:
Отправить комментарий